Logo
+7 (812)5653541

Почему Петербург - город с энергетикой смерти?

d5a92a14ca o

Петербург — это «город, построенный на костях», вечно умирающий и при этом увековеченный в граните и мраморе. Это город, породивший Достоевского, Гоголя, Блока и убивший многих других писателей и поэтов. Это город, где во имя смерти возводятся памятники и храмы.

Все это изучают культурологи — петербурговеды, открывая скрытые сущность и смыслы мистического города. Мы с вами сейчас будем говорить о смерти как о культурном феномене, ставшим одним из основных в формировании образа Петербурга.

«В городе есть несколько поистине смертогенных точек, в которых начинается то или иное событие» (М.Уваров).

Спас-на-крови — это храм, посвященный смерти, и в прямом и в переносном смысле. Он посвящен смерти Александра II и, символически, смерти либерального пути развития русской монархии.

046. Михайловский замок. Фасад с реки Мойки Михайловский замок

Совсем рядом — загадочный Инженерный замок, ставший местом гибели Павла I, «бедного, бедного Павла».

Искривленный Невский соединяет символ власти земной — Дворцовую площадь — и Александро-Невскую лавру, одну из первых построек города и одно из главных исторических кладбищ Петербурга. Здесь обрели покой великие умы России: Ф.Достоевский, П.Чайковский, М.Мусоргский и др.

Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской Лавре Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской Лавре

Вообще кладбища в самом центре города — топографическая особенность Петербурга. Основная причина заключается в постоянном расширении города, из-за чего старые кладбища постепенно становились его частью. Так, ныне находящиеся в центре Смоленское кладбище или некрополи Лавры некогда были глухими захолустьями. Некоторые же кладбища специально помещались в центр, чтобы сделать их символами. К примеру, так стало с Марсовым полем.

Вечное присутствие смерти за углом чутко улавливали петербургские писатели и поэты. Подробнее о болезненности Питера в произведениях Гоголя и Достоевского мы говорим на нашей литературной экскурсии. Но и в XX веке образ Петербурга как «черного» города очень силен. Вот только несколько примеров:

  • Твое холодное кипенье

Страшней бездвижности пустынь.

Твое дыханье — смерть и тленье,

А воды — горькая полынь.

(З.Гиппиус, «Петербург»)

  • Петербург! я еще не хочу умирать!

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

(О.Мандельштам, «Ленинград»)

  • Чёрный пёс Петербург — я слышу твой голос

В мёртвых парадных, в хрипе зонтов

Твои ноты разбросаны всюду как ворох

Капли крови на чёрствых рублях стариков.

(Ю.Шевчук, «Черный пес Петербург»)

  • Здесь дворцы поликлиник прикрыли

Кости лежащих в земле.

Здесь ветра выдувают иней

Из-за пазух и рукавов,

Здесь, наверное, Петр Первый

Поехал крышей от комаров.

(Пилот, «Питер»)

Образ Петербурга как города смерти, тем не менее, привлекает, вдохновляет и очаровывает уже 3 века всех, кто так или иначе это ощутил в погоде, воздухе и гранитной серости града Петра.

Читайте также про самых загадочных жителей Петербурга, которым более 3 тысяч лет!

Посетите наши экскурсии, чтобы узнать об этой теме больше